Поселение Железники (ранее Железниковичи) известно по письменным источникам с 1537 года. После войны между Великим княжеством Литовским и Московским царством, в результате мирного соглашения 1503 года, вся Гомельская волость и часть Чечерской волости, что охватывала территорию нынешнего Ветковского района с деревни Железники, перешли к Московскому царству и были включены в Стародубский уезд. В результате новой войны 1535 года и заключения нового мирного соглашения 1537 года и дополнений к нему, Железники отошли Великому княжеству Литовскому, относились к Чечерской волости. В инвентаре Чечерского староства 1704 года обозначены как боярский поселок в Речицком уезде Минского воеводства Великого княжества Литовского. До 1733 года имением Железники владел шляхетский род Глушецких. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году вошло в состав Российской империи. По ревизии 1816 года значится как околица в Рогачевском уезде Могилевской губернии.
В 1848 году поместье помещиков Езерских (1, с. 217). С 1872 года, по праву наследства и аренды, принадлежит дворянину Езерскому Фаустину Каземировичу, католического вероисповедания (2, с. 182). В 1863 году по инвентарю 116 дворов и 638 жителей обоего пола. В результате пожара 4 сентября 1883 года сгорело 149 домов. Согласно переписи 1897 года в околице Железники 210 домов и проживает населения 1211 душ обоего пола, имеются 3 кузницы, школа, 2 ветряные мельницы, каменная Свято-Николаевская церковь (1, с. 217).
Целью данного исследования является попытка обобщить накопленный автором материал (документальные источники и устные воспоминания), об истории прихода православной церкви в честь Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, который существует здесь по настоящее время.
Когда была основана в Железниках первая церковь и кем – православными, униатами или католиками – не установлено. Согласно Генерального плана Рогачевского уезда Могилевской губернии 1783 года в Железниках церкви нет, в ближайших селениях – Светиловичах, Речках, Столбуне, Громыках – церкви есть и обозначены условным значком – крестиком, на плане этих селений. На карте Могилевской губернии 1816 года Железники обозначены как селение уже имеющее церковь, т.е. можно сделать вывод, что она была основана между 1783 и 1816 годами (илл. 1,2).
До 1835 года Железницкая церковь первая принадлежала униатам. Это известно из путевых записок униатского епископа Оршанского Василия Лужинского (в дальнейшем православного архиепископа Полоцкого), «Воссоединение униатов Могилевской губернии в 1839 году». Он в 1835 году посещал околицу Светиловичи с пастырским визитом, где священником служил его брат. В своих воспоминаниях В. Лужинский об этом событии сделал следующую запись: «Из села Рогина поехал я, по просьбе своего старшего брата, священника Петра Лужинского, в околицу Светиловичи в сопровождении благочинного и родственного мне священника Рогинской церкви Малышевского. Дворяне, прихожане Светиловичской церкви, встретили меня процессийным ходом от своей церкви, при часовне в 2-х верстах от околицы Светилович, с хоругвями, который сопровождал священник Железницкой церкви с крестом в руках, и я, вышедши из своего экипажа, возложив на себя мантию по обычаю, встретил ту процессию, прикладывался ко кресту и тою же самою освященную водою окропил себя, окроплял почтивших меня такою встречею; за сим таким же ходом возвращались они к своей Светиловичской церкви, а я в экипаже, не снимая мантии, ехал шагом за процессиею; при этой церкви брат мой с крестом в руках встретил меня по чиноположению». На предстоящее затем архиерейское освящение Светиловичской церкви собрались почти все прихожане Светиловичской и 3-х соседних церквей до 4-х тысяч обоего пола,
« … и впечатление на них от невиданного ими никогда архиерейского служения было необычайное». По окончании архиерейской службы, прибывшие в Светиловичи священники, в том числе Железницкой церкви, дали подписки о переходе в православие (3, с. 108).
В 1850 году из Железницкого прихода деревня Нестеровка была передана Светиловичской церкви (4).
Весной 1863 года началось строительство новой каменной церкви за счет денег Правительства, осенью 1864 года строительство было закончено, на которое, согласно отчетным квитанциям, было потрачено более 11 тысяч рублей. Строительство осуществлялось по проекту архитектора Могилевского архитектурного комитета Федорова, непосредственно курировал строительство чиновник Андреев Г. На строителей церкви в канцелярию Могилевского губернатора была направлена коллективная жалоба от имени местных жителей. Писарь, составивший письмо, указал полные данные жалобщиков. Это – Валерий Степанович Гатальский, Яков Алексеевич Отвиновский, государственный крестьянин Петр Якимович Титаренко, Андрей Федорович Гатальский, Тит Иванович Гатальский, Яков Гаврилович Гатальский, Иван Федорович Гатальский, Иван Карпович Гатальский, Николай Васильевич Громыко, Василий Андреевич Луковский, Григорий Федорович Шелютто, Емельян Кирьянович, Сильвестр Антонов, Василий Мартынов, Василий Андреев, Николай Вишневский. Суть жалобы заключалась в том, что «евреи, строившие церковь» (так указано в жалобе), не достаточно полно рассчитались за пользование жильем, продукты питания, за оказанные подсобные строительные работы, другим бытовым вопросам. Как проводилось разбирательство по жалобе – данных нет (5).
По каким-то причинам в 1874 году Железницкий и Светиловичский приходы были упразднены и стали отоситься к Столбунской Свято-Николаевской церкви. Светиловичская церковь Рождества Богородицы стала приписной к Столбунскому приходу, назначенные сюда священники состояли в должности помощника настоятеля Столбунской церкви. Железницкая церковь оказалась закрытой и больше не упоминается в перечне действующих храмов Рогачевского уезда. В Железниках без присмотра остались 2 дома для причта с амбаром и сараем, 36 десятин земли. Дома с пристройками стали разрушаться и были проданы за 120 рублей, но деньги не поступили в казну Могилевского архиерейского дома, проводилось разбирательство по их поиску. Документы из упраздненной Железницкой церкви принял на хранение благочинный 3-го округа Рогачевского уезда, настоятель Чечерской Рождества Богородицкой церкви Василий Лепешинский (6).
В 1886 году Светиловичская церковь была выделена из Столбунского прихода, околица Железники стали относиться к Светиловичскому приходу, и причислена к 4-му благочинному округу Рогачевского уезда. Центр благочиния находиться в селе Столбун, священник данного села Лев Стефанович Окиншевич является благочинным 4-го благочинного округа (7, с. 167). В это же время в Железниках действует школа грамотности. Из отчета Могилевского епархиального училищного совета за 1885-86 год: «Четвертый округ благочиния Рогачевского уезда, Светиловичского прихода: … В окол. Железниках – школа помещается в наемном доме, учителем состоит священнический сын, обучавшийся в военном юнкерском училище, Василий Шимкевич, получает от родителей по 25 коп. в месяц за ученика; учащихся 10 мальчиков и 2 девочки» (8, с. 40-41).
С 1887 года благочинным 4-го округа Рогачевского уезда, куда входила Железницкая церковь, является священник Ново-Громыкской церкви Иоанн Васильевич Керножицкий (9, с. 431).
В 1894 году, впервые с 1874 года, за Железницкой церковью стало числиться 691 душ мужского и 675 душ женского пола, однако она не указана в списках самостоятельно действующих церквей Рогачевского уезда и является приписной к Светиловичскому приходу (10, с. 249).
Данных о назначении причта к Железницкой церкви в это время также не имеется, но имеются сведения о принесении пожертвований в церковь и о покупке земли для Железницкого причта. 11 мая 1895 года московской купчихе Евпраксинии Оловяшниковой объявлена благодарность Могилевского епархиального начальства «за пожертвование ею в Железниковскую церковь, Рогачевского уезда, медного запрестольного пятисвечника, стоимостью в 45 рублей» (11, с. 18). Священник Светиловичской церкви Петр Шинкевич в 1896 году по поручению Могилевского епархиального начальства занимается осмотром и покупкой земли для церковного причта возле околицы Железники у местной помещицы Пелагеи Ануфриевны Галициной (12).
По списку церквей 4-го благочинного округа Рогачевского уезда за 1896 год Железницкая церковь составляет самостоятельный церковный приход, за ним числится 849 душ мужского и 836 душ женского пола. Центр 4-го благочинного округа находится в местечке Шерстин Рогачевского уезда, благочинный, священник Шерстинской Рождества Богородицкой церкви Александр Степанович Цитович (13, с. 211, 260).
С 1899 года Железницкая церковь, в связи с реорганизацией административного устройства Могилевской губернии, состоит в 5-м благочинном округе Гомельского уезда с центром благочиния в местечке Шерстин (14, с. 128).
В 1908-10-х годах в Железниках действует церковно-приходская одноклассная школа, учителями которой были Александр Козлов и Роман Сидоракин, окончившие двухклассную церковно-приходскую школу с учительским классом (15, с. 82; 16, с. 156), а также земское народное училище, где в 1907-08 учебном году учителем состоит Иван Шебеко (15, с. 69), в 1908-09 учебном году учителем состоит Павел Федорович Кошевой (17, с. 129).
В 1910-11 годах имущество и здание Железницкой церкви осмотрено и застраховано на случай разных стихийных бедствий и повреждений (18).
В 1915 году на нужды Железницкой церкви с епархиального склада было забрано 4 пуда 35 фунтов воска, при норме годового забора для данной церкви в 3 пуда 15 фунтов в год (19, с. 5 прилож.).
После октябрьского переворота 1917 года и установления Советской власти, в мае 1922 года наиболее ценное имущество Железницкой церкви было передано в помощь голодающим Поволжья (20), оставшееся по описи и договору со Столбунским волисполкомом 21 июля 1923 года передано церковному совету данной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование для удовлетворения религиозных потребностей. По описи в Железницкой церкви числится 5 колоколов и другого богослужебного инвентаря 29 наименований (21, л. 1-3).
17 октября 1925 года, при проверке Светиловичской волостной милицией сохранности церковного имущества в Железниках, дополнительно в опись внесены 2 хоругви, 9 икон и 2 иконостаса, остальное имущество оказалось в наличии (21, л. 4).
29 апреля 1926 года двадцатка церковного совета дала подписку Светиловичской волмилиции с обязательством нести всю ответственность по закону за порчу и недостачу вверенного ей церковного имущества. Согласно ведомости Железницкой церкви, составленной в это время, церковь была не застрахована, требовалась починка трех крылец, покраска крыши, установки водосточных труб, побелки стен снаружи и внутри, в приход входили две деревни – Железники и Хизы с общим количеством членов общины в 750 человек. Общая площадь земли, занимаемая церковью, составляла 250 квадратных саженей (21, л. 5-7).
В 1929-30 годах церковь, по устному преданию, была закрыта. Ранним утром территория церкви была оцеплена вооруженными милиционерами, которые никого не подпускали к ней, пока иконы и богослужебные предметы выбрасывались во двор. Один из сброшенных колоколов разбился о землю. Часть икон была спасена местными жителями, наиболее ценное имущество – утварь, оклады и украшения икон – обращено в доход государства. Здание стало использоваться как зернохранилище и склад химических удобрений, а позже заброшено. Внутренние фрески росписи были безвозвратно утрачены.
В 1957 году в деревне Железники произошел случай, который был изложен в отчете уполномоченного по делам православной церкви по Гомельской области, со слов секретаря Ветковского райисполкома Белецкого: «Летом 1957 года в крупном населенном пункте деревне Железники, бывшего Светиловичского района, появился пожилой мужчина с длинной бородой, который объявил себя священником. Когда к нему стали приходить верующие совершать требы, главным образом крестить детей, то он объявлял им, что если вы, православные, сегодня и завтра не причаститесь у меня, то все вы и другие заболеете раком, который якобы приносится ветром от места взрывов атомных бомб. В результате такой провокации этот проходимец перекрестил и причастил почти поголовно всех жителей Железник и соседней деревни, которые приводили даже свой скот освящать от всяких хвороб. На этом деле он беспрепятственно заработал много денег, так как в эти дни руководители сельсовета и колхоза совместно с коммунистами были на совещании в районе. Полагают, что это возможно был священник, прибывший из соседнего района Брянской области» [22, л.9].
Несмотря на отсутствие церкви и священника, верующие Железник и Хлусов продолжали своё келейное служение Богу. Из устных воспоминаний Людмилы Ивановны Езерской, 1961 года рождения, уроженки д.Гаристы Ветковского района: «Моя бабушка Анна Васильевна Громыко проживала в д. Железники. На каникулах я всегда, по возможности, из Гарист ехала к ней в гости, бывала у неё длительное время. Она была очень набожна, знала много молитв. Над самой рекой Бесядью стоял дом бабы Поли, Полины Гатальской, у неё по воскресеньям и по церковным праздникам собиралось много верующих женщин, человек 40-50, где зажигали свечи, лампадки и молились перед иконами. Моя бабушка старалась не пропускать такие домашние службы, все женщины соблюдали церковный календарь, постились. Это происходило в Железниках в 1970 — начало 1980 годы, но, возможно и позже, так как я потом уехала работать в г. Гомель».
В 1986 году полуразрушенное здание Железницкой церкви числится в списке закрытых культовых зданий Гомельской области, которое не используется и в нём после реконструкции планировалось разместить библиотеку [23, л.26]. Однако авария на Чернобыльской АЭС не позволила осуществиться этим планам, так как деревня попала в зону радиационного заражения, в 1990 году население было отселено.
С возрождением церковной и духовной жизни в Белоруссии в начале 1990-х годов, повсеместно стали образовываться приходы, которым, в некоторых случаях, возвращались культовые здания. Из информационной справки о деятельности религиозных объединений на территории Гомельской области по состоянию на 23 января 1992 года известно, что ни одно религиозное объединение не претендовало на использование полуразрушенного здания типовой церкви в д. Железники, находившееся в зоне отселения [24, л.4].
В 2004 году неиспользуемое здание Железницкой церкви стало восстанавливаться на средства московских меценатов, бывших уроженцев д.Железники братьев Караткевичей. 7 мая 2006 года в память 20-летия чернобыльской трагедии состоялось торжественное богослужение в восстановленном Свято-Николаевской храме с участием архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха. Возле церкви построены каменный дом для проживания священника и деревянный домик для размещения паломников. В километре от деревни на берегу безымянного ручья ведётся строительство часовни в честь Святой Анастасии Узорешительницы. По устному преданию, когда-то местным пастухам у истока этого ручья явилась Божия Матерь, и в ознаменование данного события на этом месте была построена часовня, которую разрушили в 1930-х годах. В Железниках после отселения оставалось проживать примерно 20 человек, ближайшим крупным населённым пунктом, в 3-х километрах от церкви, является агрогородок Светиловичи.
Сохранились некоторые сведения о православных священно- и церковнослужителях, служивших в Железницком Свято-Николаевском храме. Из ревизских сказок священно- и церковнослужителей Рогачёвского уезда за сентябрь 1850 года известно, что в 1849 году здесь скончался служащий священник Михаил Вишневский. Он, возможно, и был тем священником, который в 1835 году давал подписку о переходе из унии в православие. Вдова священника Пелагея Вишневская, 1790 года рождения, была причислена к причту Бартоломеевской церкви, где состояла в должности просфорни. Сын Михаила Вишневского Николай (17 лет) в 1850 году числился за Железницким причтом, был исключён из Могилёвского духовного уездного училища и не определён к месту служения [25].
Ha место Вишневского в 1849 году из Свято-Духовой церкви с.Федоровка Рогачёвского уезда переведён священник Григорий Фомич Беккаревич, 1810 года рождения, который с 1844 года являлся благочинным Федоровского благочинного округа, но был отстранен от должности в 1847 году за пьянство и недостойное поведение, временно запрещался в служении. С о.Григорием в 1850 году в Железниках проживали: жена Евдокия (34 года), сыновья — Михаил (17 лет), Василий (11 лет), которые обучаются в Могилёвском духовном училище, Иоанн (1 год), дочери — Евдокия (15 лет), Александра (9 лет), Анна (8 лет), Мария (6 лет), Елизавета (3 года) [25].
В 1879 году о. Григорий (70 лет) числится за штатом и причислен к причту Столбунской Свято-Николаевской церкви, где с ним проживают: жена Евдокия (69 лет), дочь Елизавета (30 лет), сын Константин (24 года) — учитель Покотского народного училища, и дочь Евдокия (46 лет), которая была вдовой священника Иустина Щербо, с ней внучка Елена Иустиновна (13 лет), обучаемая в Буйничском духовном женском училище [6].
В 1850 году с о. Григорием в Железниках служит дьячок Иоанн Федорович Улавский (32 года), с ним проживает жена Агафия Степановна (31 год), сыновья — Иоанн (10 лет), обучается в Гомельском духовном училище, и Андрей (8 лет), готовящийся к поступлению в духовное училище [25]. В 1846-47 годах Улавский ссылался в Могилевский Архиерейский дом для исправления, так как был уличён в пьянстве и недостойном поведении [26]. В 1851 году Могилёвская духовная консистория производила разбирательство в отношении его по поводу не отдачи им долга П. Керножицкой, за что был строжайше предупреждён и обязан вернуть [27].
В 1855 году в Железницкой церкви служит дьяконом Иван Федорович Цитович (22 года). Он родился в семье дьякона, окончил в 1853 году Гомельское духовное училище, среднее отделение, по окончании которого был определён пономарём к Рыбовичской церкви Быховского уезда. В 1854 году переведён пономарём к Ерёминской церкви Гомельского уезда, в сентябре 1856 года из Железник переведён пономарём в Марковичскую Свято- Михайловскую церковь Гомельского уезда, 1.12.1866 года определён дьяконом к Глубоцкой церкви Гомельского уезда [28].
С 14 марта 1861 года в Железницкой церкви служит священник Иустин Киреевич Щербо, который родился в с. Бартоломеевка в семье бывшего униатского священника. За время служения о.Иустин был награждён медалью за усмирение польского мятежа 1863-64 годов [29, с.121-122]. При его служении в Железниках была построена новая каменная церковь. Был женат на старшей дочери священника Г. Беккаревича Евдокии, которая в 1874 году как вдова с дочерью числится за причтом Столбунской церкви [6].
С 1874 по 1897 годы в Железницком храме, когда приход был упразднён, возможно, разовые службы совершали священники Светиловичской или Столбунской церкви, к которым он был приписан. С 1897 по 1905 годы назначений причта в Железницкую церковь не обнаружено.
В 1905 году в Железники назначен священник Стефан Николаевич Барташевич, который родился 25 октября 1879 года в семье сельского причетчика. Служил псаломщиком Болотянской церкви Рогачевского уезда в 1896 году. Переведен псаломщиком в 1897 году к Забычанской церкви Климовичского уезда, где был счетчиком 1-ой всероссийской народной переписи. Окончил курс Мстиславского духовного училища и выдержал экзамен на звание учителя церковно-приходской школы в 1904 году. В 1905 году был рукоположен в дьякона, через месяц в священника при Могилевской Духовной семинарии. В 1908 году окончил миссионерские курсы по старообрядчеству, католицизму и штундо-баптизму, в 1914 году — законоучительские курсы при духовной семинарии [30, с.257]. 19 января 1916 года, согласно прошения, С. Барташевич отчислен от занимаемого места священника Железницкой церкви [31, с.22].
В 1915 году псаломщиком Железницкой церкви значится Иоанн Иванович Россовский, родившийся 4 мая 1847 года в семье священника [30, с.257].
26 января 1916 года на священническую вакансию к Железницкой церкви определён псаломщик-дьякон Копысской Преображенской церкви Горецкого уезда Антоний Колачёв, который 31 января 1916 года рукоположен в сан священника Железницкой церкви [31, с.23; 32, с.36].
На освободившуюся псаломщицкую вакансию данной церкви был назначен Александр Кузьмич Кардашов, который родился 9 (22) марта 1887 года в с. Ерёмино Гомельского уезда в семье крестьянина. Окончил церковно-приходскую школу и три класса Приснянской церковно-приходской школы с учительским классом. Был призван в 1910 году в армию, где прослужил 4 года, потом работал на Гомельской железной дороге. Прослужил в Железницкой церкви по 1927 год, после чего возвратился в Ерёмино и вступил в колхоз, а потом перешел на Гомельский стеклозавод. С началом Великой отечественной войны в 1941 году в г. Минске был рукоположен в сан священника и служил в разных приходах Гомельской области [33].
Последним священником Железницкой церкви с 1919 года и до её закрытия был священник Роман Иванович Сидоракин. Родился в 1888 году в с.Старое Село Гомельского уезда, родом из крестьян. В 1906 году окончил 2-х классную церковно-приходскую школу в с.Присно Рогачёвского уезда, имеет звание помощника учителя церковно-приходской школы, с 1910 года учитель одноклассной церковно-приходской Железницкой школы. Был женат на местной жительнице Анастасии Гатальской. В 1914 году рукоположен в сан дьякона и назначен к Речковской Свято-Михайловской церкви Гомельского уезда, в 1916 году назначен на священническую должность церкви с. Самулково Чериковского уезда Могилёвской губернии [34, л.4]. В 1925 году судим за не уплату страховых взносов за церковь штрафом в 20 рублей [21, л.8].
В мае 1922 года о. Роман Сидоракин подписывает опись церковного имущества Железницкой церкви. Опись церковного имущества и договор об его использовании в июне 1923 года подписаны псаломщиком Александром Кардашовым, старостой церкви Семеном Павловичем Гатальским, председателем церковного совета Николаем Ивановичем Запольским, членами церковного совета Антоном Григорьевичем Гатальским и Яковым Нарбутом. В отчете комиссии по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья указано, что Роман Сидоракин не оказывал противодействия по изъятию ценностей, ничего плохого в этом не усматривает и оправдывает политику Советского государства в помощи нуждающимся [35].
В 1926 году активными членами церковного совета Железницкой церкви состояли: Исаенков Никифор Максимович, Мундеров Иван Венедиктович — оба жители деревни Хлусы, Гатальский Иван Иванович, Воротынский Никифор Михайлович, Гатальский Иосиф Илларионович, Гатальский Стефан Францевич, Громыко Игнатий Андреевич, Гатальский Исаак Федорович, Гатальская Мария, Гатальский Матвей Антонович, Егор Чиж и другие жители Железник [21, л.6].
В настоящее время в г.Гомеле проживает внучка Романа Сидоракина Татьяна Яковлевна Коновалова, которая смогла рассказать следующее: «В 1929-30-х годах начались гонения на священников, мой дед Сидоракин Роман Иванович служил в Железницкой церкви. Знаю это из рассказов матери. Когда церковь закрыли, его семью с маленькими детьми, в том числе и мою мать, выгнали из дома, и им пришлось жить в каком-то сарае в Железниках. Роман Иванович был лишён гражданских прав, и чтобы как-то прожить ходил помогать больным, так как имел какие-то навыки в лечении людей, но заболел сам воспалением лёгких и скончался. Скорее всего, это было в 1929 году. Семье пришлось спасаться бегством, бежали в Гомель, где проживали на разных квартирах. Бабушка Анастасия, чтобы избежать дальнейших гонений, вскоре вышла замуж и сменила фамилию. Скончалась она в 1963 году и похоронена на кладбище по ул. Барыкина в Гомеле».
По документальным данным, которые в некоторой части противоречат воспоминаниям Т.Я. Коноваловой, Роман Сидоракин был арестован в деревне Лисковская Слобода Рогачевского района в 1930 году и осужден к высылке в Северный край с конфискацией имущества, где скончался от болезни (36).
Проживающие сейчас в Старом Селе Сидоракины, в результате опроса, ничего пояснить не смогли, но по семейному преданию знают, что в их роде когда-то был священник.
Со времени возрождения прихода, с 2006 по 2018 г.г. в Железницкой Свято-Николаевской церкви служил протоиерей Сергей Андреев. С 2018 по 2020 г.г. служил иерей Максим Борысенок, с 2020 по 2022 г.г. служил протоиерей Сергей Андреев. С 2022 по 2024 г.г. служил иерей Сергей Ильичев. С 4 июня 2024 года назначен священник иерей Роман Кицун.
Несмотря на малочисленность местного населения Железницкая церковь широко известна как в Гомельской епархии, так и за ее пределами. Сюда на богослужения приезжают не только жители окружающих деревень, но из Ветки, Гомеля, Минска, Брянска и других городов. В ней находятся такие святыни, как чудотворная икона Божьей Матери «Всецарица», написанная на святой горе Афон, привезенные из городов Рима и Ганновера мощи Святителя Николая Чудотворца, иконы с мощами Анастасии Узорешительницы и Матроны Московской, мощи других известных святых православной церкви. Были возвращены старые храмовые иконы Николая Чудотворца и Божьей матери «Федоровская», из деревни Светиловичи передана на постоянное хранение обрядовая икона «свеча» Крещение Господне. Имеется библиотека с большим фондом духовной литературы.
На территории Железницкого прихода, кроме строящейся часовни в честь Святой Анастасии Узорешительницы, в деревне Светиловичи имеется часовня в честь иконы Божьей Матери «Жировичская».
Список использованной литературы и источников:
- Марцелев С.В; редколлегия Г. П. Пашков и другие. Города и деревни Беларуси: энциклопедия. Т. 2, кн. 1. Гомельская область;
- Опыт описания Могилёвской губернии в трёх книгах: книга 3. Составлена под редакцией Председателя Могилевского губернского статистического Комитета А.С. Дембовецкого, Могилев, 1884 г;
- Записки Василия Лужинского, архиепископа Полоцкого. Издание Казанской духовной академии, Казань, 1885;
- Национальный исторический архив Беларуси, фонд 3021, оп.4, д.443;
- Национальный исторический архив Беларуси, фонд 2001, оп.1, д.910;
- Национальный исторический архив Беларуси, фонд 2991, оп.1, д.12;
- Памятная книжка Могилёвской губернии, составленная Могилёвским губернским статистическим комитетом в 1885 году;
- Могилёвские епархиальные ведомости, часть официальная, Nº 32, 1887 г.;
- Памятная книжка Могилёвской губернии, составленная Могилёвским губернским статистическим комитетом в 1890 году;
- Памятная книжка Могилёвской губернии, составленная Могилёвским губернским статистическим комитетом в 1895 году;
- Могилёвские епархиальные ведомости, часть официальная, Nº 18, 1895 г.;
- Национальный исторический архив Беларуси, фонд 2001, оп.1, д. 1686;
- Памятная книжка Могилёвской губернии, составленная Могилёвским губернским статистическим комитетом в 1897 году;
- Памятная книжка Могилёвской губернии, составленная Могилёвским губернским статистическим комитетом в 1900 году;
- Памятная книжка Могилёвской губернии, составленная Могилёвским губернским статистическим комитетом в 1908 году;
- Памятная книжка Могилёвской губернии, составленная Могилёвским губернским статистическим комитетом в 1910 году;
- Памятная книжка Могилёвской губернии, составленная Могилёвским губернским статистическим комитетом в 1909 году;
- Национальный исторический архив Беларуси, фонд 2301, оп.1, д. 273;
- Могилёвские епархиальные ведомости, часть официальная, Nº 11, 1916 г.;
- Государственный архив Гомельской области, фонд 466, оп.1, д.4;
- Государственный архив Гомельской области, фонд 20, оп. 1, д.53;
- Национальный исторический архив Беларуси, фонд 2151, оп.1, д. 162;
- Государственный архив Гомельской области, фонд 1354, оп.5, д. 155;
- Государственный архив Гомельской области, фонд 1354, оп.5, д.225;
- Государственный архив общественных организаций Гомельской области, фонд 144, оп.60, д.250;
- Национальный исторический архив Беларуси, фонд 3021, оп.4, д. 11;
- Национальный исторический архив Беларуси, фонд 3021, оп.4, д.531;
- Национальный исторический архив Беларуси, фонд 2938, оп. 1, д.3а;
- Памятная книжка Могилёвской губернии, составленная Могилёвским губернским статистическим комитетом в 1868 году; 30.
- Национальный исторический архив Беларуси, фонд 2301, оп.1, д. 1349;
- Могилёвские епархиальные ведомости, часть официальная, Nº 3, 1916 г.;
- Могилёвские епархиальные ведомости, часть официальная, Nº 4, 1916 г.;
- Государственный архив Гомельской области, фонд 1354, оп. 5, д.70;
- Государственный архив Гомельской области, фонд 446, оп. 1. д. 110;
- Государственный архив Гомельской области, фонд 882, оп.1, д.68;
- Л. Моряков, электронный сайт http://marakou.by/ru/davedniki/sviashchenniki;
- Иллюстрации из личного архива.